Техника архитектуры — Позиция зодчего

Техника архитектуры — Позиция зодчего

Оригинал картинки взять с сайта grodno.in

Техника архитектуры — Позиция зодчего

Техника архитектуры — Позиция зодчего

Вся история архитектуры свидетельствует о цикличности развития. На первом этапе мы видим обнаженную конструктивную систему. Она еще художественно не осмыслена. На новую конструкцию нередко механически переносятся элементы ранее устоявшегося архитектурного образа. На другом, высшем этапе новая конструкция получает органически свойственное ей художественное выражение. Это результат творчества зодчего, осмысления им художественного содержания конструктивной системы. На конечном полюсе эволюционного цикла возникает противоречие между конструкцией и художественным образом, связанное с инерцией развития архитектурной формы, которая отрывается от породившей ее конструктивной основы. Таков путь от конструкции к архитектуре и затем к абстрагированному от конструкции скульптурному формообразованию. Зодчество уже не однажды переживало подобные циклы.

Оригинал картинки взять с сайта www.interior.ru

Первая ступень отвечает становлению и освоению новых технических возможностей. Вторая ступень-проявление полного овладения техникой, подчинение ее творческой воле зодчего, уровень, на котором формируется архитектура, черты архитектурного стиля. Наконец, третье означает творческий спад — противоречия в развитии архитектурной формы.

На этом этапе чаще всего возникает эклектика. Ее обыкновенно понимают как смешение архитектурных стилей. Однако это только частное свидетельство, наиболее различимый симптом более глубокого явления, представлявшего собой, по сути дела, образ мысли, или, иначе говоря, уровень творческого самосознания. Эклектические проявления в архитектуре свойственны всем временам. Они различимы в конкретных произведениях и на фоне расцвета зодчества. В эклектике находят свое выражение и нарушение связей между архитектурной формой и ее истоками, конкретной пластикой архитектурной детали и ее техническим содержанием.

Мы говорим, что техника служит средством решения художественных задач зодчества. Но, обращаясь к конструкции, к материалу, зодчий «видит» в них и саму архитектурную форму. Каждое пространство, задуманное как вместилище функции, создается конкретным конструктивным приемом, влияющим на архитектуру, участвующим в создании эмоционального строя формы.

Существует творческая концепция, подразумевающая полное соответствие конструкции и архитектуры. Есть определение -«конструкция — этика архитектуры». Однако в таких рассуждениях упускаются другие влияния на архитектурную форму. Известно, что выдающимся произведениям зодчества свойственно скрытое сложное взаимодействие формообразующих факторов. Правда, искусства сложнее догматического представления о правде. Взаимодействие формы и содержания означает больше, чем ее соответствие конструкции. Подходить к архитектуре с одной лишь меркой тектонической правдивости — это значит заведомо обеднить ее, сузив сферу ее соприкосновения с жизнью.